Программа развития «ОТ ШКОЛЫ ЗНАНИЙ – К ШКОЛЕ ЖИЗНИ. ОТКРЫТОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Александровская школа» Красногвардейского района Республики Крым на период 2021 - 2025 годов Александровка 2021 01-10 1 2 Содержание: 1. Аннотация документа (паспорт программы развития школы). 2. Информационная справка о школе. 2.1. Характеристика управления школой. 2.2. Характеристика педагогического коллектива. 2.3. Характеристика обучающихся и их семей. 2.4. Особенности учебного процесса. 2.5. Особенности воспитательного процесса. 2.6. Характеристика материальной базы школы. 2.7. Основные достижения школьников. 3. Проблемно-ориентированный анализ школы и перспективы её развития. 3.1. Характеристика микросоциума школы. 3.2. Социальный заказ и ожидаемый результат развития школы. 3.3. Проблемы школы и способы их решения. 4. Основные направления реализации Программы развития школы. 4.1. Направление 1. Обеспечение перехода на новые стандарты образования. 4.2. Направления 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса. 4.3. Направления 3. Совершенствование в рамках школы открытого образовательного пространства. 4.4. Направление 4. Совершенствование работы по здоровьесбережению и обеспечению медико-социально-психологопедагогического сопровождения обучающихся. 3 1. Аннотация документа (паспорт программы развития школы). Наименование программы: Целевая комплексная программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Александровская школа» Красногвардейского района Республики Крым «От школы знаний – к школе жизни. Открытость, доступность, инновационность, качество образования». Разработчики программы: педагогический коллектив, методический совет, администрация школы. Исполнители программы: администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, совет школы. Научно-методические основы программы: программа разработана в соответствии с основными положениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной программой развития образования, Законом РФ «Об образовании». Теоретико-практическое содержание программы основывается на рекомендациях методических служб района и Республики, на достижениях отечественной педагогической науки. Программа составлена рабочей группой педагогов школы с учетом самоанализа педагогической деятельности всего коллектива, что может служить основанием ее действенности и эффективности. В программе определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. 2. Информационная справка о школе. Александровская школа приняла своих первых учеников 1 сентября 1969 года. Школа сегодня - это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве которой комфортно чувствуют себя как одарённые дети, так и дети со специальными образовательными потребностями. Школа включает в себя четыре уровня образования. В своей структуре школа имеет дошкольное образование. – возраст воспитанников – 3- 6 лет Первый уровень – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5-7 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам начального общего образования. Второй уровень – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Обучение осуществляется по программам основного общего образования. Основная цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников. Третий уровень – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Обучение ведется по программам среднего (полного) общего образования. На этой ступени образования осуществляется профильная дифференциация. 4 2.1. Характеристика управления школой. Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет учреждения, педагогический совет, научно-методический совет, Совет старшеклассников и общешкольное собрание участников образовательного процесса. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Высшим органом самоуправления является общее собрание участников образовательного процесса, которое проводится один раз в год – в сентябре. Коллективным органом профессионального самоуправления является педагогический совет, коллективным органом государственно-общественного самоуправления является совет школы. В управление школой включен орган ученического самоуправления Совет старшеклассников. Непосредственное управление школой осуществляет директор. Целями деятельности управляющих органов школы являются: 1. Всемерное содействие в воспитании подрастающего поколения в духе любви к родному краю, его истории, традициям и культуре, пропаганда здорового образа жизни и других общечеловеческих ценностей. 2. Распространение и совершенствование передового опыта и идей в сфере воспитания и развития обучающихся. 3. Привлечение общественного внимания к проблемам детства. 4. Создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития личности всех участников образовательного процесса. 5. Оказание помощи родителям и учащимся в решении образовательных, воспитательных, социальных, психологических и других проблем. 6. Поддержание и укрепление материально-технической базы школы. 7. Совершенствование внедряемых в учебно-воспитательный процесс здоровье сберегающих технологий. 5 2.2. Характеристика педагогического коллектива. В школе работает 32 педагогических работников из них: Окончили родную Александровскую школу - 19 человек Всего педработников - 32 чел. (без совместителей) находятся в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет- 4 человека (Рашитова Амиде Решатовна, ) работают по совместительству –1 человек (Рудковская Вера Анатольевна) Из общего количества педагогических работников: учителей 1-4 классов - 7 учителей 5-11 классов – 24 воспитателей ГПД – 0 воспитателей ДО - 5 социальных педагогов - 1 педагогов – организаторов – 1 практических психологов – 1 занимают руководящие должности – 6 Возрастной уровень педагогических работников: до 30 лет- 0 31- 40 лет- 6 41-50 лет- 8 51-60 лет - 7 более 60 лет - 5 пенсионеров - 6 Имеют стаж педагогической работы: до 3 лет – 6 до 5 лет - 4 до 10 лет - 6 6 до 20 лет- 7 более 20 лет - 9 более 30 лет - 5 Имеют образование по квалификационному уровню: специалист, магистр - 30 бакалавр - 2 среднее специальное-3 младший специалист - 0 Заочное обучение – 0 Имеют квалификацию: высшая категория - 8 1 категория – 6 СЗД - 21 Имеют звания: «Старший учитель» - 4 (Манин Ататолий Тимофеевич, Супрун Ирина Егоровна, Суркова Валентина Николаевна, Трубачёв Валерий Иванович) «Учитель-методист»-1 (Закарьян Саркис Арсенович) Имеют нагрудный знак: "А.А. Захаренко" - 1 (Супрун Ирина Егоровна 22.09.2010) «Заслуженный работник образования АР Крым» -1 (Супрун Ирина Егоровна 13.01.2014) «Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» (05.08.2019) Имеют награды, грамоты – «Відмінник освіти України» - 2 (Закарьян Саркис Арсенович, Супрун Ирина Егоровна 29.09.2003) грамота МОН Украины – 5 грамота МОН АР Крым - 8 грамота отдела образования - 12 7 Благодарность Председателя Совета Министров АРК – 3 (Закарьян Саркис Арсенович, Супрун Ирина Егоровна 06.09.2007) Почётная грамота Президиума Верховного совета Автономной Республики Крым - 1 (Супрун Ирина Егоровна 28.11.2011) Благодарность Председателя государственного совета Республики Крым - 1 (Супрун Ирина Егоровна 03.06.2015) грамота райсовета- 10 грамота РГА – 11 Работают не по специальности – 0 Победители конкурсов “Учитель года” Закарьян С.А. (2007г.) математика Трубачёв В.И. (2008г.) информатика Победители конкурсов “Класный руководитель года” Ямченко Т.В. (2021 г) Победитель Международного конкурса «Диктант Победы» - Ямченко Т.В. - 2021 Концептуальная модель компетентностей педагогов школы. Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как: 1. Наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2. Способностью к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3. Способностью к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности; 4. Стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 5. Наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 6. Наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 8 7. Готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоения социального опыта; 8. Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 9. Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 10. Наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 11. Сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; 12. Осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами: 1. Готовностью к жизни в современном мире, умением ориентироваться в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, пониманием особенностей жизни, ориентацией в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентацией в научном понимании мира, умением ставить реальные жизненные цели и быть способным их достигать; 2. Наличием продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья; 3. Способностью к творческому созиданию своей личной жизни, её осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважению традиций иных национальных культур; 4. Наличием коммуникативной культуры, владением навыками делового общения, выстраиванием межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; 5. Высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; 6. Умением совмещать рационалистический и эмоционально-ценностный подход к жизни, умением здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения; 7. Способностью к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей; 8. Адекватной самооценкой (внутренней гармонией и самоконтролем); 9. Стремлением к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала). Задача педагогов школы воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах. 9 Характеристика обучающихся и их семей. 2.3. Контингент обучающихся и воспитанников: Из них Всего обучается в школе Дошкольное образование Начальная школа 474 Основная школа 195 Средняя полная школа 235 Мальчики 44 Девочки 238 236 Всего классов 21 Контингент родителей: Среднее специальное Среднее Основное Начальное 729 95 238 386 171 6 2 435 Неполных Высшее 824 Общее колво семей Полных Не работают Из них Работают Образование родителей Всего родителей Из них 325 110 Семьи, где оба родителя безработные 4 Контингент обучающихся и родителей: 10 Родитель: отецодиночка Многодетных семей Детей из многодетных семей Малообеспеченных семей Семей социально опасного положения Детей из таких семей Детей, находящихся под опекой Детей, чьи родители инвалиды Детей-инвалидов Детей группы риска Состоят на внутришкольномучете Состоят на учете в КДН Состоят на учете в ПДН Оставлены на повторный год обучения Находятся на семейном обучении Пропускают занятия без уважительной причины 10 30 35 169 5 5 7 8 10 5 5 5 3 2 0 4 Детей из неполных семей Родитель: матьодиночка 100 Таким образом, можно судить о том, что контингент учащихся школы и их семей крайне разнообразен и невозможно говорить о достаточном их благополучии. Большую часть составляют дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей. 2.4. Особенности учебного процесса. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Александровская школа» Красногвардейского района Республики Крым разработан, утверждён на заседании педагогического совета, согласован с районным методическим центром. Учебный план учитывает особенности педагогического коллектива, способности обучающихся, возможности материально-технической базы и обеспечивает решение следующих задач: обеспечение формирования и развития у детей общеучебных умений и навыков; обеспечение высокого уровня качества знаний учащихся по образовательным дисциплинам; создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и их осознанного выбора профиля для дальнейшего образования в высшей школе; 11 создание условий для подготовки школьников к успешному прохождению итоговых аттестаций, создание условий для сохранения здоровья школьников. 1) Содержание и организация начального образования. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на Iступени. Социальная компетенция. Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. Общекультурная компетенция.Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Коммуникативная компетенция.Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции. Учебный план, его инвариантная и вариативная части. Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы: гуманизации; гуманитаризации; оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов; непрерывности и поступательности; дифференциации; интеграции; культуросообразности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы: окружающий мир, чтение для формирования социальной компетенции; 12 язык и чтение для формирования коммуникативной компетенции; музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции; физическая культура и ОБЖ в рамках предмета «Окружающий мир» для формирования социальной компетенции; изучение иностранного языка на ранних этапах обучения. Учебные программы, используемые в образовательном процессе. В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на 1 уровне обучения реализуются программы: «Школа России» и развивающее обучение в системе Л.В. Занкова. Организация учебного процесса, применяемые в нём педагогические технологии, формы, методы и приёмы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества; в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях. Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы: приемы актуализации субъектного опыта учащихся; методы диалога; приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; игровые методы; рефлексивные приемы и методы; методы диагностики и самодиагностики. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями. 2) Содержание и организация основного общего образования 13 Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II уровне. Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Выпускник должен воспринимать и понимать общечеловеческие ценности: «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор»; знать и соблюдать традиции школы. Социально-трудовая компетенция. Школьник должен учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик должен овладеть минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности, развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик должен овладеть креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационные компетенции.При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Общекультурная компетенция.Выпускник должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Коммуникативная компетенциявключает в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Коммуникативная компетенция предполагает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Организация учебного процесса, применяемые в нём педагогические технологии, формы, методы и приёмы. 14 Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций школьников.Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект. Изучение предметов (русского языка, литературы, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; развитие и совершенствование информационных и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности; овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать и т.д.; применение полученных знаний и умений на практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Среди форм организации уроков - практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций планируется использовать следующие педагогические средства: образовательные программы; кружки; секции; предпрофильную подготовку. Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приёмы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах. 15 3) Содержание и организация среднего (полного) общего образования. Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III уровне. Ценностно-смысловая компетенция. Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, чувства гордости за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Социально-трудовая компетенция. Школьник учится выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Выпускник учится понимать сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявлять в отношениях с ними такие качества, как доброта, честность, порядочность, вежливость, учится давать адекватную оценку своим реальным и потенциальным возможностям, быть уверенным в себе, готовым к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Появляется желание, готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, самостоятельном добывании знаний. Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы, медиаматериалов, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Общекультурная компетенция. Формируется умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов, экскурсий и т.д. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. 16 Организация учебного процесса, применяемые в нём педагогические технологии, формы, методы и приёмы. Учителя 10–11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как: диалогичность; деятельностно-творческий характер; устремлённость на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии; направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора. В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы: приёмы актуализации субъектного опыта учащихся; методы диалога и полилога; приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; метод деловой игры; методы диагностики и самодиагностики. Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Создание в школе профильных классов позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10 – 11 классов. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. На третьем уровне общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления. В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в школе имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях: 17 оптимизация влияния ребёнка за счёт повышения педагогической культуры родителей (педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.); частичное включение родителей в учебно-воспитательный процесс (СоветУчреждения, родительский комитет школы и класса); партнёрское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга, профориентационные консультирования, факультативные занятия, спортивная, туристскокраеведческая деятельность и т.д.). 2.5. Особенности воспитательного процесса. Основное направление в воспитательной работе школы – стремление повысить уровень воспитанности школьников, создать наиболее благоприятную среду для личностного роста каждого ребенка. Тип воспитательной системы – личностно ориентированный. В воспитательном процессе школы проведена интеграция его содержания через вычленение ведущих идей, социально значимых ценностей и соответствующих им групп ценностных ориентаций школьника. В основу школьной системы воспитания положены три нравственных ориентира: «Человек», «Семья», «Отечество». «Человек как ценность» - данная группа гуманистических ориентаций в общем виде раскрывают нравственные ориентиры школьников, отражают их отношения к сверстникам, взрослым, их идеалы. «Семья как ценность» - группа ценностных ориентация, которая определяет комплекс отношений педагогов, учащихся и их родителей. «Отечество как ценность» - ключевое понятие идейно нравственных отношений личности, когда для школьников личностно значимыми становятся объединённые ценности: Родина, мир, народ. Заявленные ценности являются основанием для формулировки цели воспитания, они указывают, где искать цели и какие ставить задачи, соответствующие природе образовательного учреждения. Цель: обеспечение реализации личностно-ориентированного воспитания в школе как одного из условий повышения качества образования. Задачи: 1. Создание комфортных и безопасных условий успешного обучения каждого ученика с целью сохранения контингента. 2. Совершенствование педагогического мастерства классных руководителей в условиях личностно-ориентированного обучения. 3. Расширение форм социального партнерства. Сотрудничество педагогов, родителей и учащихся по освоению идей гражданского образования. 18 4. Активизация работы среди детей, педагогов и родителей по развитию ученического самоуправления, формирование позитивного общественного мнения в деятельности ученического самоуправления. 5. Совершенствование межведомственных отношений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. 6. Интеграция деятельности педагогов, врачей и родительской общественности по сохранению, укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта детей. Режим работы школы позволяет организовать занятость учащихся во внеурочное время в различных кружках и секциях. В базе школы действуют 12 кружков и секций. 2.6. Характеристика материальной базы школы. В целях обеспечения эффективного образовательного процесса в школе создана необходимая материальная база: Образовательное учреждение располагается в типовом двухэтажном, построенном в 1969 году и пристроенном в 1989 году трёхэтажном здании. Оба здания объединены и являются единым целым. Общая площадь здания составляет 6168 м.кв. В школе имеются 28 учебных кабинетов, все учебные кабинеты обеспечены доступом в Интернет; два спортивных зала (малый для школьников начальных классов и большой для обучающихся 5-11 классов), тренажёрный зал, компьютерный кабинет, мастерские обслуживающего (швейный кабинет, кабинет кулинарии) и технического труда (столярные и слесарные мастерские), библиотека с читальным залом и двумя хранилищами (для книг и учебников), три информационно-методических кабинета (по учебной, воспитательной и дошкольному образованию), кабинет психолога и социального педагога, Для сохранения здоровья учащихся школьная столовая на 196 посадочных мест обеспечивает горячее питание, в медицинском кабинете имеется необходимое оборудование для наблюдения и профилактики заболеваний. В спортивную зону школы, кроме спортивных залов, входят: стадион, площадью 22568 м.кв, баскетбольная площадка-420 м.кв., футбольное поле - 6656 м. кв, волейбольная площадка (с тартановым покрытием) - 648 м.кв., корт для мини-футбола (с тартановым покрытием) 702 м.кв., беговые дорожки с тартановым покрытием - 4, спортивная площадка с турниками, рукоходами и уличными тренажорами. Общая площадь школьного двора – 28679 м2. Зелёная зона – 2000 м2 – представлена 25 видами деревьев, кустарников и многолетних растений. Соответствующее современным требованиям расширение объема самостоятельной работы учащихся и методической работы учителей требует организации работы учащихся и методической работы школьной библиотеки и комплектования ее фондов на принципиально новой основе. Создание в библиотеке фонда методической литературы и проведение библиографических уроков является одним из неотъемлемых условий образовательного процесса, соответствующего требованиям современного общества и государственной стратегии в области развития образования. В настоящее время фонд школьной библиотеки укомплектован всеми основными учебниками. 19 Для эффективного функционирования и развития, предусматривающего повышение качества работы школы в ближайшие годы необходимо решение следующих проблем: недостаточная наполняемость образовательного учреждения, основанная на особенностях микрорайона школы; отсутствие в штатном расписании школы должности социального педагога, организатора досуговой деятельности; отсутствие логопедической службы, необходимой для преодоления задержки речевого развития детей из неблагополучных семей; недостаточное число молодых специалистов; необходимость дополнительных материальных и педагогических ресурсов для проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов. 3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития 3.1. Характеристика микросоциума школы Образовательная ситуация в школе определяется ее расположением. Село Александровка расположено практически в центре степного Крыма и находится на границе между Красногвардейским и Первомайским районами. Дома в селе в основном частного сектора, давней застройки, в которых проживают большей частью люди предпенсионного и пенсионного возраста. Этот фактор является одним из определяющих в снижении общей численности обучающихся. В силу указанной специфики микрорайона школы средняя наполняемость в ряде классов ниже установленной нормы, однако этот факт позволяет в большей мере реализовать дифференцированный и индивидуальный подход и обеспечить более оптимальные условия адаптации учащихся с различным уровнем предшествующей подготовки, воспитывающихся в различных социальных условиях. Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию, что делает особенно актуальной технологию личностно-ориентированного обучения. 3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это: государство (Российская Федерация, Республика Крым, которые формируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; 20 учащиеся; родители учащихся (законные представители); педагогическое сообщество. С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетных определяет ключевые направления модернизации школьного образования: 1. Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. С 2014/2015 учебного года школа приступила к апробации в экспериментальном режиме ФГОС в начальной школе. 2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио. 3. Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей. 4. Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. 5. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся. 6. Активизация работы среди детей, педагогов и родителей по развитию ученического самоуправления, формирование позитивного общественного мнения к деятельности ученического самоуправления 21 Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы; интересный досуг детей; а также создавала условия для: удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся хотят, чтобы в школе: было интересно учиться; имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку; имелись условия для освоения современных информационных технологий. Педагоги ожидают: создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются: модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе; создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства; 22 создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; дальнейшую работу по внедрению технологий здоровьесбережения и обеспечению медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования. 1.3. Проблемы школы и способы их решения. Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения. Проблемы Способы решения 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса Необходимо создание такого информационного пространства в школе, Недостаточная осведомленность части педагогов об основных которое будет способствовать повышению не только информированности направлениях модернизации школьного образования педагогов, но и их профессиональной компетентности Недостаточная готовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, невысокий процент использования инновационных технологий обучения Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки Апробация и внедрение современных образовательных технологий Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебноСложность апробации новых учебно-методических комплексов методическим комплексам ввиду отсутствия полного методического обеспечения 23 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса 2.1. Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурнообразовательного пространства школы Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научноНедостаточная осведомленность части учителей о результатах исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; современных исследований в области педагогической консультирование учителей; сопровождение профессиональнопсихологии и частных методик педагогической деятельности педагогов Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать проектов в рамках методических объединений, их защита совместные творческие проекты Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества, диалога сотрудничества 2.2. Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условия личностной самореализации и проявления детских инициатив Унификация как содержания, так и форма деятельности Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего учащихся, ориентация на «среднего» ученика обучения Преобладание репродуктивных форм организации учебной Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, деятельности школьников, не способствующих раскрытию игрового обучения индивидуальности и творческого потенциала личности Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, Знаниеориентированный подход к содержанию образования и умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных оценке учебных достижений учащихся качеств, приобретенных школьниками Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информативной, гражданской и др. Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг 24 Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном учетом субъективного опыта ученика процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика Недостаточный уровень демократизации школы, слабое участие . Изучение уровня развития самоуправления в отдельных классных выборных органов ученического самоуправления в развитии коллективах и в школе в целом. школы, не в полной мере реализованы права школьников на участие в управлении образовательного учреждения. 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства Прохождение учителями курсов по освоению современных Недостаточная психологическая готовность ряда учителей к информационных технологий, по использованию персонального использованию в образовательном процессе информационных компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей технологий Необходимо дальнейшее совершенствование и модернизация материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся Отсутствие в полном объёме программно-методического обеспечения, призванного совершенствовать использование информационных технологий в образовательный процесс Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по совершенствованию использования внедрению информационных технологий в образовательном процессе Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий Недостаточный уровень информационной культуры населения, Использование возможностей школы для предоставления свободного связанной с отсутствием свободного доступа к глобальной доступа населения к глобальной информационной сети информационной сети 25 4. Совершенствование технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся Недостаточный уровень включенности педагогического Повышение информированности и технологической грамотности учителя в коллектива школы в работу по организации образовательного вопросах здоровьесбережения и отношение к здоровью как к процесса на здоровьесберегающей основе; недостаточная профессиональной и личностной ценности подготовленность учителей по вопросам охраны труда. Отсутствие специфических критериев оценки деятельности Разработка системы критериев и показателей качества медико-социальнопедагогического и медицинского персонала школы по психолого-педагогического сопровождения учащихся профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной Недостаточность материальной базы для создания необходимого здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, нравственный аспекты жизни школьника обеспечивающих физическое развитие школьников Недостаточная готовность психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом. Повышение профессионального методического уровня педагоговпсихологов в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований. Разработка пакета диагностических методик и методического материала по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения Продуктивное взаимодействие всех заинтересованных ведомств в вопросе Отсутствие должной взаимосвязи в организации медикомедико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся Изучение методических рекомендаций по организации медико-социальномежду медучреждением, муниципальным психологическим психолого-педагогического сопровождения учащихся. центром и школой 26 2. Миссия и ценности школы в условиях инновационного развития. 1. Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. 2. Предназначение нашей школы: создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса; подготовка обучающихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечениеорганизационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся микрорайона; предоставление каждому ученику возможности найти и выразить себя сообразно своим способностям. 3. Наша миссия: формирование успешной личности, формирование личности социально значимой; воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровье сберегающими технологиями. Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено сохранением их здоровья, выявляем и развиваем способности каждого ученика, работаем над формированием духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества. В школе создаются условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами, осуществляется подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире. Это, по сути, наш ответ на социальный заказ. Психолого-медико-педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве города – это важная составляющая нашей работы. 5. Основные направления реализации программы развития школы. Направление 1.Обеспечение перехода на новые стандарты. Цель: совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Задача Условия решения поставленных задач 1. Апробация и внедрение новых УМК. 1. Обновление содержания 2. Конструирование предметов профильного и базового уровней. школьного образования 3. Разработка системы элективных курсов. 27 Задача 2. Внедрение инновационных образовательных технологий 3. Создание системы предпрофильной подготовки 4. Создание гибкой системы профильного обучения на третьей ступени школы 5. Внедрение новых способов оценивания учебных достижений Условия решения поставленных задач 4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК. 5. Повышение квалификации учителей, работающих в профильных классах. 1. Апробация современных образовательных технологий. 2. Широкое использование проектной технологии 3. Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях профильного обучения. 4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в старшем звене. 5. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретение им социальных компетенций. 1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей. 2.Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов. 3. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы школы и специалистов по профориентации. 4. Внедрение в образовательный процесс модели профориентации, профвыбора. 1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов. 2. Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся. 3. Решение проблемы перегрузок учащихся профильных классов. 4. Обеспечение возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ. 5. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин. 6. Обеспечение связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса. 1. Определение, описание и разработка критериев измерения универсальных учебных действий учащихся в начальной, основной и средней школе. 28 Задача учащихся на начальной и старшей ступенях школы Условия решения поставленных задач 2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. 3. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся. 4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания. 5. Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников. 6. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей профильной школы. Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Задача Условия решения поставленных задач 1. Осуществление курсовой 1. Организация курсов повышения квалификации педагогов, разработка проектов социальной и подготовки и переподготовки профессиональной направленности. учителей 2. Совершенствование научнометодической службы школы 1. Совершенствование системы внутришкольного контроля, диагностирование проблем и точек роста. 2.Оптимизация деятельности начинающего педагога в рамках работы «Школы молодого учителя». 3.Проведение фестиваля МО. 4. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита. 3. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя 1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов. 2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований. 3. Повышение профессионального методического уровня педагогов-психологов в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание программ исследований; повышение квалификации. 29 Задача 4. Внедрение современных образовательных технологий 4.Целенаправленное формирование ключевых компетенций Условия решения поставленных задач 4. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов). 5. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся. 6. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями. 7. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга. 8. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. 9. Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности. 1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения. 2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения. 3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий. 4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика. 1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. 2. Усиление гуманистической парадигмы каждого учебного предмета в целях усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей общества и его культуры. 3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. 4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях. 5. Развитие форм детского самоуправления 30 Направление 3.Совершенствование в рамках школы открытого информационного образовательного пространства Цель: интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению. Задачи 1. Повышение уровня владения учителями информационных технологий в образовательном процессе и обеспечение должной функциональной информационной грамотности учащихся школы 2. Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство Условия решения поставленных задач 1.Совершенствование работы педагогов с персональным компьютером и информационными технологиями. 2. Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся 1.Совершенствование и укрепление материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса. 2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса. 3. Создание банка программно-методических материалов. 4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы. 5.Расширение сферы пользования ресурсамиглобальной информационной сетив образовательном процессе. 6. Разработка авторских мультимедийных пособий. Направление 4.Совершенствование работы по здоровьесбережению и обеспечению медико-социально-психологопедагогическогосопровождения учащихся. Цель: обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе. Задачи Условия решения поставленных задач 1. Создание службы медико-социально-психолого- 1.Последовательное решение задач здоровьесбережения, определяемых школьной педегогического сопровождения учащихся программой «Здоровое детство-здоровая жизнь». 31 Задачи 2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития здоровья школьников 3. Внедрение технологий здоровьесберегающей среды в школе 4. Разработка технологий медико-социальнопедагогического сопровождения. 5. Создание системы медико-социальнопсихолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе профильной подготовки Условия решения поставленных задач 2. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуальнодифференцированном подходе к учащимся. 1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-социальнопедагогической работы по реализации идей здоровьесбережения. 2. Совершенствование мониторинга состояния здоровья школьников. 1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.). 2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов. 1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. 2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении. 3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию. 4. Профилактика отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников) 1. Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей. 2. Разработка методики отбора в профильные классы. 3. Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене. 4. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля и профиля. 5. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика. 32