24.04.2023
Тема: «В мире биологии»
Цель: формирование
представления о науке биологии, как науки формирующей научное мировоззрение
младших школьников, базирующееся на целостности и единстве природы, ее
системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы.
Задачи:
Образовательные: формировать
представление о науке биологии, изучающей живые объекты природы; формировать
представление о бережном отношении человека к живым объектам;
Развивающие: способствовать
развитию навыков изучения объектов природы с помощью биологических приборов и
оборудования; развивать в обучающихся умение применять полученные знания на
практике при решении биологических вопросов, загадок, пословиц; способствовать
развитию внимания, мышления, коммуникативных умений;
Воспитательные: воспитывать у
обучающихся бережное отношение к живой природе родного края.
Формирование
универсальных учебных действий:
Познавательные УУД: формирование познавательного интереса к научному
познанию природы; знакомство
с комнатными растениями, с их внешним видом, особенностями строения и ухода;
находить ответы на проблемные вопросы; умение работать с биологическим
оборудованием;
Личностные УУД: выстраивать собственное целостное мировоззрение, устанавливать связь между
целью деятельности на занятии и конечным результатом;
Регулятивные УУД: формирование
умения определять
цели и задачи занятия; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале и установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с одноклассниками и учителем; участвовать в
коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию,
показывать связь полученной научной информации с жизнью.
Методы:
словесные, наглядные, проблемный, практический, частично- поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
микроскоп с микропрепаратами по ботанике, ручная лупа, комнатное растение «Узамбарская фиалка».
Ход внеклассного мероприятия
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас
приветствовать в нашем кабинете «Точка роста».
В ходе нашей сегодняшней встречи мы с вами
поговорим о комнатных растениях, узнаем интересные факты из истории растений;
рассмотрим особенности внешнего строения узамбарской фиалки при помощи простого увеличительного прибора – лупы; познакомимся с
одним из самых главных приборов в биологии, который используют для изучения
частей организма или очень маленьких организмов, которых невозможно увидеть
невооруженным глазом – с микроскопом.
Учитель:
Отгадайте
загадку:
Ни
начала, ни конца,
Ни
затылка, ни лица.
Но
знают все: и млад, и стар,
Что
она – огромный шар. (Земля)
2. Основная часть.
- Биология как
наука.
Множество биологических объектов живут на
этой планете.
Какая
наука занимается изучением этих объектов?
Биология - это наука о живой природе. Все живые организмы на
планете делятся на 4 группы или царства.
Ребята, назовите какие вы знаете царства живой природы? Это:
растения, животные, грибы и бактерии.
Молодцы!
Учитель:
Стихотворение
о науке биологии.
Биология - наука о живом.
И
о мире том, где мы живем.
Все
живое в мире нам сродни:
Мы
такие в мире не одни.
Биология
наука о Земной всей красоте…
О
букашках, насекомых о лесах всех на Земле…
Присмотритесь
вы поближе к мотыльку и муравью...
К
тому деревцу что вижу, как оно растёт в лесу...
Полюби науку эту, всё живое на Земле…
Посмотри
на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб
цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша
дивная Планета, наш с тобою отчий дом.
- «Волшебный мир сенполий».
Ребята,
отгадайте загадку:
На
окошках растут — людям радость несут. (Комнатные цветы)
В ходе нашей сегодняшней встречи мы с вами
поговорим о комнатных растениях и проведём наблюдение с помощью простого
увеличительного прибора – лупы.
Ребята,
представитель
школьной коллекции находится перед вами, название которого вы может
знаете? (демонстрация цветка)
Послушайте
стихотворение об этом прекрасном, цветущем комнатном цветке:
Зацветает очень ярко
Узамбарская фиалка,
И
пленяет красотой,
Заглядится ей
любой!
Внимание вопрос:
Почему это растение получило такое
название – сенполия или узамбарская фиалка? (Учащиеся высказывают свои
предположения).
Историческая справка
1893 год, пожалуй, можно назвать
годом «рождения» фиалок. Именно тогда они впервые демонстрировались на
международных выставках, а в ботанических журналах появилось их описание. Но
обнаружены в природе сенполии были годом ранее, губернатором Восточной
Африки бароном Вальтером
фон Сен-Полем.
Однажды он прогуливался со своей невестой по каучуковым и ванилиновым
плантациям в районе Узамбарских гор, где прячась в тени деревьев, вдоль скалистых
берегов реки, они и обнаружили незнакомые цветы. Вот как описывал свои ощущения
барон Вальтер фон Сен-Поль Иллер “Цветок рос в расщелине прямо на обомшелом
камне. Он словно светился бледно-голубым светом в чаще из десяти темных,
сочного цвета листьев, а в средине его горел ярко - желтый огонек. Формой и
цветом лепестков цветок напоминал нашу фиалку, но был гораздо нежнее”.
Отсюда и произошли
названия: Узамбарская фиалка или Африканская фиалка. Тогда же букетик сине -
фиолетовых цветов этого растения впервые был подарен любимому человеку.
Вскоре растение появилось в Европе. Барон
переправил семена своему отцу-цветоводу Ульриху фон Сен-Полю, который передал
несколько экземпляров растения директору ботанического сада в Ганновере.
Последний изучил, описал растения, отнес их к семейству геснериевых и дал
название в честь отца и сына Сен-Полей «сенполиями». Это латинское название до
сих пор и используется в ботанической номенклатуре.
Затем месте с воспитанниками во время беседы, мы выяснили условия содержания фиалок и
как помочь фиалкам пережить зиму.
С большим интересом рассмотрели особенности внешнего
строения Узамбарской
фиалки при помощи простого увеличительного прибора – лупы
Физминутка
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки (медленно встают)
К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, подняв руки
вверх)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку цветочки (разводят руки в стороны
ладонями вверх)
Повернут листочки.
Развернут бутоны (соединяют руки над головой и
медленно покачиваются)
В солнышке утонут.
- Работа с микроскопом.
Ребята, а сейчас мы с вами поговорим вот об этом приборе (показать
микроскоп), кто из вас знает, как он называется?
Микроскоп – это увеличительный прибор, который увеличивает изображение
предметов в несколько сот и даже в тысячу раз.
Микроскоп изобрёл Антон
Левенгук в XVII веке. Когда он в первый раз смотрел в микроскоп на
кору пробкового дерева, то он увидел вот такие клеточки, похожие на соты
(показать рисунок). За живую клетку он принял вот эту решётку, а то, что было
внутри, он считал не живым. Он был не прав. Просто увеличение его микроскопом
было очень маленьким, и он не смог увидеть все части клетки. А они выглядят так
(показать рисунок).
Мы вам тоже приготовили
микропрепарат кожицы листа фиалки, который вы сможете рассмотреть под
микроскопом. Ребята просьба микроскоп руками не трогать, чтоб не сбить
настройку. Вы подходите по очереди к столу и смотрите в микроскоп, прикрывая
один глаз. Соблюдаем правила техники безопасности.
- Игра «Домашнее задание».
Учитель:
Ребята, вам было предложено подготовить загадки, поговорки, пословицы,
стихи о нашем прекрасном цветке - узамбарской фиалке. Давайте послушаем ваши
высказывания по заданной теме.
- У фиалок
свой язык - хотя они молчат, но говорят о многом!
- Очарование
- это то, что есть у фиалки, и чего нет у камелии.
- Прощение -
это аромат, который фиалка дарит тому, кто ее растоптал.
- Растенье фиалка — земли украшенье.
- Душа как фиалка… стоит только теплом на нее подуть…
сразу расцветает!!!
- Нежная фиалка,
даже нюхать жалко.
ФИАЛКА
Лиловый
букет удивленных фиалок
Похож
на лиловый закат
Подобно
закату он светит устало
И
нежный стоит аромат.
Просит
у меня дружок
Фиолетовый
цветок.
Мне
отдать его не жалко,
Подарю
дружку фиалку.
3. Заключительная
часть.
Вам понравилось мероприятие?
Какие есть увеличительные приборы?
Что нового узнали об уходе за узамбарскими
фиалками?
Где мы можем применить полученные сегодня знания?
Учитель:
Вот и подошла наша с вами сегодняшняя встреча к концу.
Мы с вами хорошо поработали, вы сегодня молодцы!
Методическая разработка урока по физике в
8 классе
(с применением оборудования центра “Точка Роста)
Лабораторная работа «Сборка электрической
цепи и измерение силы тока
в ее различных участках»
Тема урока. Лабораторная работа по физике, 8 класс. “ Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее
различных участках”
Тип урока |
Формы, приемы, методы |
открытие новых знаний (урок-исследование) |
Фронтальная, работа в группе. Прием «Верные и неверные
утверждения» или «верите ли вы», метод сравнения, экспериментальный
метод исследования |
Школьники
приобретут навыки практического характера и самостоятельности в обучении,
способности к анализу, оценки своей работы с помощью критериев, умению
применять полученные знания в жизни.
Работа в малых группах позволяет совершенствовать языковые навыки: ученики в
устной и письменной форме используют физическую терминологию (Электрический
ток, электрическая цепь, источник тока, амперметр, сила тока).
Межпредметная интеграция на уроке реализуется через применение необходимых
математических знаний.
Основной вид деятельности учащихся на уроке – лабораторная работа в
мини-группах по выполнению практического задания с помощью оборудования .
Учащимся предлагается по ходу урока вести запись в тетрадях, проводя
собственный эксперимент и анализируя полученные результаты.
Для
организации работы учащихся необходимо следующее оборудование:
- лабораторный комплект для каждой группы.(набор
из оборудования «Точка роста» )
- доска;
- источник питания 4 В;
- амперметр.
Цель: обобщение и
систематизация знаний обучающихся при выполнении работ с физическим
оборудованием центра “Точка Роста.
Дифференцированная цель:
Все учащиеся будут: знать правила техники безопасности в кабинете физики,
вспомнят правила сборки электрической цепи, а также правила изображения схем
электрических цепей.
Большинство смогут: научиться собирать простейшие электрические цепи.
Некоторые
cмогут: анализировать правильность собранной цепи.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о следующих физических явлениях и
понятиях:
электрический ток, электрическая цепь, источник
тока, сила тока, амперметр.
Развивающая: формировать интеллектуальные компетенции: сравнение,
анализ, составление алгоритма, плана действий, обобщение.
Воспитательная: формировать сознательную дисциплину, трудолюбие,
коммуникативные компетенции.
Планируемые образовательные результаты
Предметные - работая по
алгоритму, выполнять предложенные опыты, оценивать правильность; применять на
практике теоретические знания для решения конкретной образовательной задачи;
распознавать элементы электрической цепи, изображать их согласно требованиям
стандарта.
Метапредметные - формировать
умения работать с лабораторными физическими приборами, соблюдая правила ТБ;
активизировать мотивацию и самостоятельность в приобретении новых знаний;
развивать эвристическое, логическое виды мышления, внимание, память.
Личностные –
целеустремленность в получении требуемого результата;
актуализация культуры общения и диалога:
уважительное отношение к мнению других людей, их корректная оценка;
убежденность в необходимости чтения электрических схем в быту, в жизни.
План урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация изученного.
3. Инструктаж по ТБ и выполнению лабораторного практикума.
4. Выполнение практического задания.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
I.
Организационный этап
- план урока.
- проверка готовности оборудования и класса.
- организация рабочих мест;
II.
Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
Сегодня
наш урок физики будет не совсем обычным. Мы будем исследовать!
У
вас нас толах стоят коробки – это модули!
Предлагаю
сначала исследовать их содержимое. Что же мы там обнаружили?
Вопрос.
Что можно собрать с помощью этого оборудования?
Правильно
- электрическая цепь.
А
кто догадался и назовет тему нашего урока?
Лабораторная
работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках».
III.
Актуализация знаний.
1. Электрический ток - ….(запишите точную
формулировку понятия)
2. На рисунке – рисунок электрической цепи. Определите для него:
а) из каких частей состоит цепь: - _____;
б) назовите прибор обозначенный цифрой 1 - _____;
в) назовите прибор обозначенный цифрой 2 -_____;
г) назовите прибор обозначенный цифрой 3 -_____.
3. Запишите правила безопасной сборки
цепи:_______
4. Какой прибор изображен на рисунке?
5. Цена деления амперметра равна _________
6. Запишите показания амперметра с учетом
погрешности.
IV.
Инструктаж по технике безопасности
V.
Выполнение лабораторной работы
Цель работы: научится:
собирать электрические цепи, правильно чертить схему электрической цепи,
использовать амперметр для измерения силы тока в цепи.
Ход работы
Задание 1.
С помощью оборудования центра “Точка Роста”
соберите электрическую цепь. Подключите цепь к источнику тока 4 В.
Проверьте
правильность работы цепи.
Начертите в тетради схему собранной вами
электрической цепи, соблюдая правила изображения и размеры
элементов цепи.
Задание 2.
1. Рассмотрите амперметр.
-
определите цену деления;
-
определите верхний предел;
-
определите погрешность измерения амперметра;
Задание 3.
Соблюдая правила подключения амперметра измерьте
силу тока в различных участках цепи. Запишите полученные результаты с учетом
погрешностей.
Сделайте вывод и ответьте на вопросы:
а) Что такое сила тока?
б) Прибор для измерения силы тока?
в) Как включается в цепь амперметр?
VI.
Рефлексия
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что получилось? Что не получилось?
Над чем нужно работать?